Статья "Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста на примере знакомства с родным краем" Уткова Л. Н. воспитатель

 

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С РОДНЫМ КРАЕМ

Уткова Лариса Николаевна 
воспитатель 
МАДОУ «Д/С №265»
Алтайский край

Аннотация: в статье показаны потенциальные возможности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе патриотического воспитания детей. Автором разработан и активно реализуется проект «Мой Барнаул», цель которого формирование основ патриотического воспитание детей в современном дошкольном учреждении.

Ключевые слова: патриотическое воспитаниепроектыДошкольники.

 

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Всемирная энциклопедия «Википедия»

В семье произошло важное событие: родился ребенок! Он растет в любви и заботе. Каким он станет, когда вырастет? Будет ли он таким, каким бы хотели видеть его родители? Оправдает ли возложенные на него надежды? Вопросов много… Попробуем разобраться.

Мы живем в огромной, красивой стране, но у каждого из нас есть местечко, в которое хочется возвращаться еще и еще. Где живут мама и папа. Где было так хорошо в детстве. Маленькое местечко, которое занимает большую часть нашего сердца. Это – наша малая Родина. Чувство Родины начинается у малыша с отношения к своей семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям и сестрам. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается у малыша с восхищения тем, что он видит перед собой, что вызывает эмоциональный отклик в его душе, чему он изумляется ежедневно ежечасно. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в формировании личности патриота.

Много лет работая в дошкольном образовательном учреждении, опробовала на практике несколько замечательных общеобразовательных программ для дошкольников. Необходимо отметить, что во многих программах недостаточность либо отсутствие материала, посвященного воспитанию патриотизма. С первых лет своей жизни ребенок должен всей душой и своим маленьким сердцем полюбить свой родной край, культуру своего народа, испытать чувство национальной гордости, и, что называется, «пустить корни в родную землю». Как утверждают психологи, самый лучший период для формирования любви к своей малой родине – это возраст ребенка от рождения до школы.

Именно поэтому появилась идея создания проекта по ознакомлению детей с малой родиной. Проект получил название «Мой Барнаул» и был рассчитан на учебный год. В рамках проекта малыши знакомились друг с другом, узнавали новое о членах своей семьи, знакомились с профессиями взрослых; через рассказы и сказки маленького домовенка Кузьки узнавали интересные сведения о родном городе. Вместе с ребятишками устраивались экскурсии по детскому саду, делались поделки, создавались книжки-малышки и альбомы, придумывались загадки и составлялись рассказы о городе.

Разрабатывая проект «Мой Барнаул», постарались отразить такую тематику, которая была бы интересна малышам. Главной целью проекта было развитие у детей интереса к окружающему миру родного края, обогащать словарный запас, учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Учитывая возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения, в структуру занятий включены дидактические игры, загадки, занимательный материал, проблемные ситуации, сказки. Все занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении.

В групповом пространстве для реализации данного проекта созданы «островки», помогающие детям получать новые знания: «Лесная полянка», «Уголок краеведения», макеты микрорайона города, дидактические игры и пособия соответствующей тематики.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи проводится работа по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.

Родители моих воспитанников активно включены в проектную деятельность: помогают в изготовлении пособий, выполнении с детьми домашних заданий, участие в выставках поделок. На родителей возлагалась ответственность за организацию экскурсий, предусмотренных проектом. Сразу ли родители стали сотрудничать с воспитателем? Конечно же, нет! Заинтересовать их было непросто. Ссылаясь на занятость, папы и мамы отказывались участвовать в совместной деятельности. И, лишь постепенно, все-таки удалось вовлечь большинство родителей в наш проект. Помогли мероприятия, в которых были задействованы все: дети, родители, воспитатель. Например, после чаепития с родителями «Папа, мама, я – вот моя семья!», родители с удовольствием помогли оформить альбом «Портфолио группы». А результатом совместной экскурсии в зоопарк стал альбом «Барнаульский зоопарк», в котором каждая семья явилась автором красочной странички о животном. Постепенно методическая база группы пополнялась материалами о городе, крае.

Продолжая работу над проектом был разработан план мероприятий для другой возрастной группы детей, и проект плавно перерос в программу «Мой край родной». Программа включает в себя знакомство с историей и достопримечательностями города Барнаула и Алтайского края, с богатством и великолепием природного мира края, со знаменитыми земляками, с культурным наследием жителей. Работая над программой, была поставлена цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Работая в детском саду, понимаешь, какие возможности открыты для воспитания патриотических чувств. Ведь малыш как губка впитывает информацию, получаемую от «второй мамы» – своего воспитателя. Захотелось заинтересовать детей и взрослых интересной и полезной информацией, создать такую среду, которая поможет заложить в душе моих воспитанников основы патриотизма и гражданственности.

В настоящее время программа «Мой край родной» проходит апробацию в группе детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана она на четыре года.

Систематическая работа по воспитанию патриотизма приведет к тому, что воспитанники:

Будут иметь представление о городе, в котором они живут. Знать, что Барнаул – их «малая» Родина.

Знать историю возникновения родного города, его достопримечательности.

Будут иметь представление об исторических памятниках.

Будут проявлять интерес к родному краю, который отразиться в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.

Дети будут знать праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

Будут любить и беречь уникальную природу своего края.

Таким образом, во время реализации программы удастся заложить в моих воспитанниках прочные основы патриотизма, чувства гордости и любви к своей семье, городу, природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитать чувство собственного достоинства как представителей своего народа, уважение к прошлому, настоящему и будущему родного края.

Список литературы

  1. 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: конспект занятий. – 4-е изд. доп. – М.: Перспектива, 2008. – 248 с.
  2. 2. Григорьева А.А. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / А.А. Григорьева, В.И. Сметанина. – М.: Наука, 2003. – 149 с.
  3. 3. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова [и др.]. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

 

 

 

  

Независимая оценка качества посредством анонимного анкетирования по ссылке

http://н-о-к.рф/