План-программа "Мой край родной" автор-составитель Уткова Л. Н.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №265»

 

 

План-программа

кружковой работы по краеведению

                  

 

 

                                 

«Мой край родной»

 

 

 

Разработала воспитатель

МАДОУ «Детский сад №265»

УТКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

Врамкахреализацииинновационнойдеятельностипотеме:  »РоднойкрайАлтайский»

 

                                           г. Барнаул, Алтайского края

                                                            2014г

 

                                                                           Что мы Родиной зовем?

                                                                            Дом, где мы с тобой растем

                                                                            И березки у дороги,

                                                                            По которой мы идем

                                                                            Что мы Родиной зовем?

                                                                            Солнце в небе голубом.

                                                                            И душистый, золотистый

                                                                            Хлеб за праздничным столом.                       

                                                                            Что мы Родиной зовем?

                                                                            Край, где мы с тобой живем.

                                                                                                        В. Степанов

 

 

 

  1. I.                  Пояснительная записка.

 

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

  Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

  Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

 

 

 Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

  Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

  Важно знание не только истории края, но и знакомство с богатством его разнообразного животного и растительного мира, красотами чудесной природы Алтая, с его городским и сельским миром.

В последнее время немалое значение придается воспитанию патриотизма у детей. Когда еще, как не в дошкольном возрасте, нужно знакомить малыша с малой родиной, с ее традициями, многонациональностью, историей.

Работая с дошкольниками на протяжении многих лет, я пришла к выводу, что как бы ни была хороша общеобразовательная программа ДОУ, необходимо давать детям более полную информацию о местности, в которой проживает ребенок. В итоге появился кружок «Мой край родной», где дети в игровой форме получают необходимые знания.

Выбранное направление деятельности, безусловно, является актуальным и перспективным, так как современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического и патриотического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, исторических знаний и любви к своей малой родине.

В перспективном плане работы кружка «Мой край родной» я постаралась отразить такую тематику, которая была бы интересна малышам 3-6 лет, т.е. учесть особенности каждого возраста. Моя цель на данном этапе – развивать интерес у детей к окружающему миру родного края, формировать у них реалистические представления о природе, обогащать словарный запас, учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывая возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения, в структуру занятий включены дидактические игры, занимательный материал, загадки, ребусы, проблемные ситуации, сказки. Все занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении.

В группе созданы «островки», помогающие детям получать новые знания: «Лесная полянка», «Уголок краеведения», макеты, дидактические игры и пособия соответствующей тематики.

В работу кружка активно включаются родители: помогают в изготовлении пособий, выполняют с детьми домашние задания, активно участвуют в выставках поделок.

Ниже привожу разработанную мною программу кружковой работы по краеведению, в которой постаралась отразить все вышесказанное.

 

 

  1. II.               План-программа кружковой работы по краеведению «Мой край родной»

 1. Цель и задачи программы

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Задачи:

Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

 

 

2. Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Дети должны знать:

3–4 года.

Знать имя, отчество родителей.

Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4-5 лет.

Знать имя, отчество бабушек и дедушек, иметь представление о родственных связях.

Иметь представление о характере работы родителей.

Знать, какие растения растут на участке детского сада; уметь ухаживать за растениями на клумбе, оказывать помощь взрослым в уборке веранды и участка.

 Иметь представление о профессиональной деятельности сотрудников детского сада, обращаться ко взрослым на «вы».

 Знать правила поведения в природе, уметь рассказать о некоторых диких и домашних животных.

 Знать название некоторых улиц города, уметь называть известные достопримечательности своего района, знать историю названия некоторых улиц.

5-6 лет.

Иметь представление о профессии родителей, уважительно относиться к старшим, заботиться о младших.

Знать имена и род занятий работников детского сада.

Знать традиционные праздники и памятные даты.

Осознавать свою принадлежность к сообществу горожан.

Владеть этикетом общения с родными и друзьями.

Уметь рассказать о достопримечательностях своего района.

Эмоционально воспринимать литературные, музыкальные и др. произведения о городе, крае.

Иметь элементарные знания о геральдике города, о некоторых исторических фактах.

Иметь представление о живой и неживой природе края, принимать участие в ее охране.

6-7 лет.

Иметь представление об известных людях края (художниках, писателях и т.д.)

Уметь вести беседы на заданную тему.

С удовольствием заниматься самостоятельным и коллективным творчеством.

Уметь делиться впечатлениями об интересном событии, посещении достопримечательностей.

Знать названия улиц своего города, ориентироваться в своем микрорайоне.

Знать особенности природы края, уметь рассказывать об известных объектах живой и неживой природы.

Активно участвовать в познавательно-исследовательской деятельности, интересоваться историей и культурой края, города.

 

 

 

 

  3. Тематическое планирование.

                                                  II младшая группа (3–4 года)

 

Месяц, тема месяца

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Сентябрь

«Моя семья»

 

«Как меня зовут»

Рассматривание альбома «Моя семья», чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама»

Беседа «За что я люблю бабушку и дедушку»

Аппликация «Подарок для моих родных»

Октябрь

«Мы живем в «Стране чудес»

Экскурсия на кухню. Беседа «Твое любимое блюдо»

Экскурсия на пост охраны.

Экскурсия в медицинский кабинет.

Д/И « Профессии».

Беседа «Наши хорошие поступки»

Чтение стих-я А. Барто «Девочка-ревушка»

Ноябрь

«Дом, в котором я живу»

Беседа «Моя квартира»

Беседа «Игрушки в моей комнате»

Совместная деятельность педагога и детей: Коллективное рисование многоэтажного дома

Аппликация для украшения своей комнаты (по замыслу детей)

Декабрь

«Моя улица»

Беседа «А у нас во дворе»

Рассказывание «Деревья в моем дворе»

Беседа В нашем городе много улиц разных, и одна из них – моя!»

Рассматривание картины «Строители».

Чтение стих-я Б. Заходера «Строители»

Январь

«Я – Барнаулец!»

Беседа «город, в котором я живу»

«Где работают взрослые» Рассказ педагога о предприятиях города с использованием мультимедиа.

Занятие «Транспорт Барнаула»

 Рассматривание открыток с достопримечательностями Барнаула

Февраль

«В нашем городе много интересного»

Беседа «Почему зимой не работают парки аттракционов?»

Беседа «Что такое кинотеатр?»

Просмотр фильма «Каким был город раньше»

Организация похода в Барнаульский зоопарк (совместно с родителями)

 Март

«Окрестности Барнаула»

Река Обь. Рассказ педагога.

Беседа «У бабушки в деревне» (сравнение: город и село)

«Откуда хлеб пришел» рассказ педагога с использованием мультимедиа

Коллективная аппликация «Деревенский дворик». Загадки о домашних животных.

Апрель

«Природа нашего края

Просматривание фильма «Кто в алтайском лесу живет?»

Занятие «Что в лесу растет?»

Занятие «Наши пернатые друзья» ; прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Практическое занятие «Огород круглый год» (посадка лука)

д/и «Во саду ли, в огороде»

Май

« Хочу все знать»

Алтайские художники, поэты –детям…

Экологическая тропа

«Как изменился наш участок»

Экскурсия по территории детского сада.

 

Практическое занятие: посадка семян календулы, бархатцев в грунт на участке.

Пед. ситуация «Сорванные цветы»

 

 

 4. Тематическое планирование.

                                  Средняя группа (4-5 лет)

 

Месяц, тема месяца

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Сентябрь

«Моя семья»

 

«Кем работают мама и папа»

 Беседа о родственных связях в семье.

 Чтение и разучивание стихотворения «Бабушкины руки»

Коллективная работа: выпуск стенгазеты ко Дню пожилого человека»

Октябрь

«Мы живем в «Стране чудес»

Экскурсия в музыкальный зал: «Там, где музыка живет»

Целевая прогулка по территории детского сада: «Наш любимый детский сад»

 Беседа о профессиях работников детского сада.

Беседа «Не забывай о товарищах».

д/и «Угадай настроение».

Чтение рассказа К Ушинского «Вместе тесно, врозь-скучно»

 

Ноябрь

«Дом, в котором я живу»

 Беседа «Из чего построен дом?» Д/и «Мой дом, что в нем?»

 Составление рассказов «Как мы друг другу в семье помогаем».

Чтение стихов Е.Благининой «Младший брат».

Совместная деятельность педагога и детей: Коллективное рисование «Наш двор».

Аппликация  «Подарок-сюрприз для мамы».

Декабрь

«Моя улица»

Беседа «Какие здания есть на нашей улице?»

 Чтение: Л.Барбас «Жили-были улицы»

 Совместная деятельность воспитателя и детей: изготовление деревьев и домов для макета улицы.

 Рассматривание альбома «Мой любимый город».

Знакомство с историей названия улицы им. А.Юрина.

«Сказка о том, как Кузя в городе заблудился».

Январь

«Я – барнаулец!»

 «Мой город – моя малая Родина»

 Расматривание герба города. Рассказ воспитателя о гербе Барнаула.

 «Сказ про то, ка на реке город возник».

Чтение: Б.Житков «Что я видел?»

Рисунки о городе.

Февраль

«В нашем городе много интересного»

 Барнаул – столица Алтайского края.

 Какие фабрики и заводы есть в Барнауле?

«Сказка о старом заводе.»

 Где отдыхают Барнаульцы.

Сказка о том, как Кузя Нафаню в Барнауле искал»

 Чтение: М.Юдалевич. «Кто поймал жар-птицу и другие легенды старого Барнаула.»

 Март

«весна в городе»

рисуем подарок к 8 марта.

 как Барнаул весну встречает.

 перелетные птицы.

 экологическая тропа по участку детского сада.

Апрель

«Природа нашего края

 Дикие и домашние животные края. рассматривание альбома.

 Растительный мир края.

 Озера и реки края.

 явления неживой природы.

Май

«Хочу все знать»

«Откуда хлеб пришел»

 День Победы.

 «Праздник русской березки.»

 

  «Мы о Родине поем» знакомство с музыкальными произведениями о Барнауле, Алтае, России.

5. Тематическое планирование.

                                  Старшая группа (5-6 лет)

 

Месяц, тема месяца

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Сентябрь

«Моя семья»

 

«Мои родители делают важное дело»

Этикет общения в семье. Решение бытовых проблем.

 Чтение стих-я Ю Лермонтова «Спи, младенец»

  

 Пожилые люди.

Октябрь

«Мы живем в «Стране чудес»

 Работники детского сада. Их забота обо мне.

Целевая прогулка по территории детского сада: «Наш  детский сад самый лучший»

  Дружба. Наши игры.

 Составление рассказа «У нас в детском саду»

Ноябрь

«Дом, в котором я живу»

 Мой домашний адрес.  

  Моя комната. Мои любимые игрушки.

 Мы – мамины помощники.

  

 Техника в моем доме.  

Декабрь

«Моя улица»

 Здания на нашей улице.

Составление рассказов «А у нас во дворе»  

 Совместная деятельность воспитателя и детей:  изготовление многоэтажных домов для макета.

Рассматривание открыток с видами города.  

Знакомство с историей названия улицы им. В.Шукшина.

 

Январь

«Я – Барнаулец!»

 «Мой город не похож на другие города.»  

  «Как город чтит своих героев». Памятники людям, прославившим наш город.

  Поэтическая гостиная. Чтение стихов о Барнауле.

 Беседа «Без мастеров нет города». Профессии людей нашего города.

Февраль

«В нашем городе много интересного»

  Тематическая игра «Наша Родина – Барнаул»

  Интересное в городе: ВДНХ г. Барнаула.

 Где отдыхают Барнаульцы.

 Театры Барнаула.  

Легенды старого Барнаула.   

 Март

«Весна в городе»

 «Мамочку любимую с праздником поздравлю!»   

 Как Барнаул весну встречает.

    Беседа о диких птицах нашего края. 

   «Ты сачком их не лови!»  Насекомые.

Апрель

«Природа нашего края»

  Рассматривание альбома «Красная книга Алтая. Животные»

 Растительный мир края. Редкие растения.  

 Алтайский край. Малиновое озеро.  

  «Вода – источник жизни».  

Май

«Хочу все знать»

День Победы. Подвиг наших прадедушек.   

  «Как каша в поле выросла».  

 Совместная работа воспитателя и детей: Иллюстрирование книги М. Юдалевича «Кто поймал жар-птицу и другие легенды старого Барнаула»

 

  «Мы о Родине поем»  Разучивание песни о Барнауле.

 

  

6. Тематическое планирование.

                                  Подготовительная группа (6-7 лет)

 

Месяц, тема месяца

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Сентябрь

 «Время добрых дел»

 

  «С днем рождения, Барнаул!» Игра с Бабой Ягой и домовенком Кузей.

 Чтение: В.Катаев «Цветик-семицветик».    

  «Какого цвета доброта?».   

 Детство наших бабушек. Встреча с интересными людьми.

Октябрь

«Мы живем в «Стране чудес»

      Портрет лучшего друга.

  «В гости к деду Природоведу»

 Праздник веселых фантазеров.  

Письмо другу.

Ноябрь

«Дом, в котором я живу»

 Мини-проект « Вот эта улица, вот этот дом». Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя.

 «Наш микрорайон». (продолжение занятия 1)

 Милый сердцу уголок.

 Есть такое слово: МАМА!

Декабрь

«Моя улица»

 Знаменитые земляки.

  Игра малой подвижности «Мы по городу гуляем»

  «Улочки-шкатулочки».   

  Создание альбома «Улочки-шкатулочки».

 

Январь

«Я – Барнаулец!»

 Первые улицы Барнаула.    

  Кто придумал герб нашего города?

   

   «Зачем городу дети?»

 Город будущего.

Февраль

«В нашем городе много интересного»

 Музеи нашего города. Краеведческий музей.

 Современный транспорт  Барнаула.

  Города Алтайского края.         

 

 Барнаульский Планетарий.

 Март

«Весна в городе»

 Родной уголок в весенних красках.  

Познавательные сказки. «Живые цепочки».  

 Ледоход на Оби.  

  ВДНХ Барнаула.

Апрель

«Природа нашего края

  «Животный мир Алтая».

  Пирода в творчестве В. Бианки.

 Озера и реки края. Озеро Яровое.

   «Мой край – Алтай».  

Май

«Хочу все знать»

  Проект «Никто не забыт, ничто не забыто…»

   Проект «Никто не забыт, ничто не забыто…» (продолжение)

 Алтай ремесленный.

 

 Викторина «Что я знаю об Алтае?»

 

 

7. Формы проведения занятий:

Экскурсии

Проекты

Наблюдения

 Беседы

Рассказ педагога

Исследовательская деятельность

Художественное творчество

Групповые работы

Моделирование

Дидактические игры

8.Работа с родителями:

Проектная деятельность

 Организация экскурсий

Совместные мероприятия

 Помощь в изготовлении макетов

 Встречи с интересными людьми

9. Условия реализации программы:

-создание в групповом помещении уголка краеведения;

-сотрудничество с детской библиотекой;

-посещение краеведческого музея города Барнаула;

-организация экскурсий по городу Барнаулу;

-организация экскурсий в дендропарк.

-посещение барнаульского зоопарка.

-прогулки и экскурсии за территорию детского сада.

-посещение кукольного театра и театра музыкальной комедии.

-посещение ВДНХ.

-организация экскурсии в Планетарий.

10. Методическое обеспечение

-тематическое планирование на весь учебный год

-перспективное планирование на весь учебный год

11. Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия;

современные средства ТСО;

методическая литература;

Репродукции картин алтайских художников;

 фотоальбомы «Мой город»;

«Моя семья»; «Животные нашего края»,

«Красная книга Алтая»

художественная литература об Алтае;

Произведения детских писателей Алтайского края;

 видео и аудиозаписи;

карты, атлас Алтайского края;

символика Алтайского края и города Барнаула;

музыкальные произведения патриотической направленности и т.д. 

 

16..Используемая литература:

О.А.Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада» (Мозаика-синтез, Москва, 2012)

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (Мозаика-синтез Москва, 2014)

Е.Затеева «Барнаульцем я расту» (АКИПКРО,Барнаул, 2014)

В.Е.Широкова, Е.Л.Лазарева и др. «Руководство к перспективному планированию работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью» (БГПУ, Барнаул, 2002)

Н.В.Алешина « Ознакомление дошкольников  окружающим и социальной действительностью» (Перспектива, Москва, 2008)

А.И.Иванова «Живая экология» (ТЦ Сфера, Москва, 2007)

С.Н.Николаева «Юный эколог»(Мозаика-синтез, Москва, 2010)

Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» (ВАКО, Москва, 2008)

Н.А.Рыжова «Экологическое воспитание в детском саду» (Карапуз, Москва, 2001)

Т.А.Шорыгина «Познавательные сказки» (ТЦ Сфера, Москва, 2015)

Ю.В.Садчиков «Мой Барнаул» (Барнаул, 1980)

Атлас Алтайского края

М. Юдалевич  «Кто поймал жар-птицу и другие легенды старого Барнаула» «Барнаул 1790-1980гг»

А. Родионов «Красная книга ремесел» (Барнаул, 1996)

 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

 

 

 

 

 

САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

 

 

 

  

Независимая оценка качества посредством анонимного анкетирования по ссылке

http://н-о-к.рф/