Дополнительная образовательная программа "Тестопластика" автор-составитель Блажко Н. О.

 

 

Паспорт

Направление программы

Художественно-эстетическое

Наименование

программы

«Тестопластика»

Цель программы

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности через тактильную тестопластику.

Задачи программы

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать речь;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Разработчики программы

Блажко Наталья Олеговна

Сроки реализации программы

3 года

Участники программы

Дети 4-6 лет

Ожидаемые результаты реализации программы

Должны знать:

-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– понятие теплого и холодного цвета;

Должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комочек соленого теста –

Лепить из него интересно!

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Пояснительная записка

   Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

 Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

  Занятия тестопластике тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Цель программы.

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности через  тактильную тестопластику.

Задачи программы.

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать речь;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

 

Ожидаемые результаты обучения.

должны знать:

-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– понятие теплого и холодного цвета;

должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  1. От простого к сложному.
  2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  3. Научность и Доступность.
  4. Системность знаний.
  5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  6. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  7. Активность и самостоятельность.

Технологии:

  • Игровое обучение
  • Принцип индивидуального подхода.

 

Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план.

Название

 

 

 

Задачи

Материалы

 

 

Сентябрь.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

«Сластёны»         

Учить приёму сплющивания шарика для получения изображения исходной формы. Накладывать детали на детали. Воспитывать аккуратность.

Соленое тесто,стеки,досточки для лепки,картинки.

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

Тема: «Раскрашивание красками «Сластены из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

«Мухомор»

Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать отщипывать мелкие кусочки теста от куска и скатывать из них маленькие шарики, надавливать пальцем на шляпку гриба. Формировать интерес к работе с тестом.

 

 

Тема: «Раскрашивание красками Мухомор из  соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

 

 

Соленое тесто,досточки для лепки,мухомор-муляж.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

3

«Подсолнух»

 

Учить создавать из теста красивые поделки. Развивать эстетические чувства. Развивать мелкую моторику рук. Развивать трудолюбие, аккуратность. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Тема: «Раскрашивание красками Подсолнух» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто ,семена посолнуха ,стеки, досточки для лепки, подсолнух.

 

 

4

« Листики осенние»

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять её для создания выразительных образов: вдавливать, рассекать (делать насечки). Раскрасить свою работу красками.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Листики осенние» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,стеки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

Октябрь.

 

 

 

 

5

«Колобок»

Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании фигуры. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.

 

 Тема: «Раскрашивание красками «Колобок» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,доски для лепки,фольга.

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

6

«Божья коровка»

Вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить приёмы лепки: скатывание, расплющивание.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Божья коровка» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,стеки,фольга,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

7

«Золотая рыбка»

Развивать мелкую моторику рук. Учить пользоваться чесночницей для выдавливания теста для хвоста рыбки. Закреплять знания детей о рыбах. Развивать чувство формы пропорций. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Золотая рыбка» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,чесночница,стеки,шаблон картонный рыбки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

8

«Колючий ёжик»

Учить лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Учить отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой. Развивать творческую фантазию. Дополнять работу грибками, яблочками.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Колючий ежик» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,ножницы с закругленным концом,картинки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

 

Ноябрь.

 

 

 

 

9

«Цветная пирамида»

Учить детей лепить пирамиду из комочков разной величины. Развивать чувство ,формы и величины. Развивать  творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать уверенность.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Цветная пирамида» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,пирамидка,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

10

«Чашки для трёх медведей»

Учить детей лепить посуду используя приёмы раскатывания, вдавливания уравнивая пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления. Учить создавать предметы для игры-драматизации.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Чашки для трех медведей» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Детская посудка,соленое тесто,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

            

 

 

11

«Сердечко» (Подарок к дню Матери)

Развивать творческое воображение, художественный вкус. Закреплять приёмы лепки: придавливание с лёгким оттягиванием приплюснутого шара. Поощрять стремление украшать изделие узором из бусин. Формировать интерес и любовь к созданию подарков своими руками.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Сердечко» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,демонстрационный материал,стразы,бусины,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

12

«Светофор»

Привлечь детей к изображению светофора из теста. Применять приём отщипывания и раскатывания, развивать мелкую моторику . Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД, закрепить представления о светофоре и знании сигналов светофора ( красный, жёлтый, зелёный).

 

Тема: «Раскрашивание красками «Светофор» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,макет светофора,стеки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

Декабрь.

 

 

 

 

13

«Угощение для куклы Даши»

Упражнять использовать знакомые приёмы: сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо. Продолжать обогащать социально-игровой опыт детей по сюжету «Семья». Развивать умения создавать атрибуты для игр по ситуации. Воспитывать доброжелательность, желание помочь кукле Даше.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Угощение для куклы Даши» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,кукла,картинки с угощением,стеки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

«Снеговик»

Развивать художественные способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приёмы работы с солёным тестом в новую творческую ситуацию. Развивать мелкую моторику рук.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Снеговик» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,картинки с изображением снеговика,бусины,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

15

«Снежинка»

Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Снежинка» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,стразы,пайетки,шаблон картонный снежинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

16

«Ёлочная игрушка»

Раскатывать шар скалкой и вырезать формой предмет. Развивать мелкую моторику рук. Учить декорировать на поделке узоры, учить декорировать бусинками. Доставить детям радость от полученного результата.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Елочная игрушка» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, ножницы с закругленным концом,бусины,стразы.

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

Январь.

 

 

 

 

17

«Ёлочка нарядная»

Развивать внимание и мышление. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами .Вызвать желание сделать необычную новогоднюю ёлочку в подарок своим близким.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Елочка нарядная» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,елочка.бусины,стеки,шаблон картонный елки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

18

«Снегирь»

Учить лепить птиц из теста, используя два цвета: красный – грудка, чёрный – голова, спина, крылья. Присоединять детали с помощью воды. Учить использовать вилочку для нанесения оперения.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Снегирь» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,картинки,стеки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

19

«Рамка для фото»

Учить передавать задуманную идею при выполнении изделия. Составлять композицию из отдельных деталей. Развивать воображение,

эстетическое восприятие, чувство цвета.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Рамка для фото» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, картинки,стеки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

20

«Радуга»

Учить лепить радугу на бумаге. Лепить части радуги из теста разного цвета. Формировать понятие о целом и его частях, как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Воспитывать интерес к познанию природы. Учить располагать на листке бумаги детали радуги полукругом. Закрепить знания цветов радуги.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Радуга» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,картинки,шаблон картонный радуги,стеки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

Февраль.

 

 

 

 

21

«Сердечки» (К дню Святого Валентина)

Познакомить детей с традициями праздника. Воспитывать стремление делать подарки другим людям. Закреплять знания детей в лепке различных цветов , составлениях композиций.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Сердечки» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,стеки,доски для лепки.

 

 

22

«Кружка для папы» Подарок к дню защитника Отечества.

Вызвать желание сделать приятное близкому человеку. Лепить начальную букву имени для украшения кружки. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Воспитывать аккуратность в работе.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Кружка для папы» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,форма кружки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

23

«Куколка»

Учить создавать образ игрушки – куколки. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук, скрепление частей. Воспитывать аккуратность в работе.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Куколка» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто,Кукла,стеки,доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

24

«Подкова»

Познакомить детей с русскими народными обычаями. Учить доставлять своими изделиями радость другим людям. Учить украшать подковы розочками и листиками.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Подкова» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

 

 

 

Соленое тесто,картинки,шаблон картонный подковы,стеки,доски для лепки.

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

Март.

 

 

 

 

25

«Цветы для мамочки»

Учить детей лепить рельефные картины в подарок. Лепить цветы разными способами: моделировать пальцами рук (раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать  и заострять ,с другой вдавливать и сглаживать, вырезать формочкой или стекой. Воспитывать эстетический вкус.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Цветы для мамочки» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, стеки, картинки ,ножницы с закругленным концом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

26

«Птички-невелички»

Продолжать знакомить с особенностями лепки птиц, с приёмом раскройке крыльев по выкройке из бумаги. Развивать координацию движений глаз и рук.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Птички-невилички» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, шаблон картонный птицы, картинки,стеки,доски для лепки,

 

 

27

«Звездолёт»

Воспитывать интерес к космосу. Учить изображать ракету. Закреплять умение лепить конусовидную форму, соединять детали для композиционного решения.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Звездолет» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, фольга, маке ракеты, бусины.

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

28

«Львёнок»

Учить детей использовать в работе трафарет, лепить фигурку животного. Использовать способ изготовления объёма с помощью чеснокодавилки. Учить видеть конечный результат.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Львенок» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, чеснокодавилка, шаблон картонный льва, картинки, стеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

Апрель.

 

 

 

 

29

«Пасхальный кулич»

Учить из теста делать определённую форму (кулич). Развивать мелкую моторику рук. Формировать на поделке узоры, учить декорировать бусинками. Привлечь детей к изготовлению пасхальных подарков. Пробуждать уважение к традициям народа.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Пасхальный кулич» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, Бусины, стразы, стеки, доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

30

«Мышки на сыре»

Раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Доставить детям радость от полученного результата.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Мыши на сыре» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, фольга, стеки, досточки для лепки.

 

 

31

«Сказочные деревья»

Развитие фантазии, образного мышления, желание создавать свой оригинальный образ сказочного дерева. Развитие эстетического восприятия художественных образов в природе и  произведениях искусства .Воспитывать умения замечать красоту и многообразие природных форм.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Сказочные деревья» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, картинки, стеки, доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

32

«Цветок в горшке».

Учить лепить элементы цветка, моделировать пальцами рук, раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать, вырезать стекой.  Развивать мышление, творческое воображение, чувство формы. Воспитывать эстетический вкус.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Цветок в горшке» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

 

Соленое тесто, маленький горшочек, стеки, ножницы с закругленным концом, доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

Май.

 

 

 

 

33

«Солнышко лучистое»

Формировать интерес к работе с солёным тестом. Учить передавать образ солнышко. Использовать приём сплющивания шара на горизонтальной поверхности , катать палочки между ладонями (лучики). Учить располагать детали правильно, ориентироваться на листке бумаги.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Солнышко лучистое» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, картинки, шаблон картонный солнца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

34

«Ромашка»

Учить создавать композицию из отдельных деталей. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к природе, желание передать её красоту в своём творчестве.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Ромашка» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, стеки, ромашка-цветок, стеки, доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

35

«Весёлая бабочка»

Формировать умение раскатывание шара и колбаски, сплющивание готовых изделий, прищипывать мелкие детали, скручивать колбаски улиткой. Развивать цветовое восприятие, творческую фантазию. Воспитывать любовь к насекомым. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия паетками.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Веселая бабочка» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, картинки, стеки, доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

36

«Медаль к дню Победы»

Упражнять в лепке приёмом раскатывания прямыми движениями ладони, работать со скалкой. Склеивать детали из солёного теста с помощью воды. Закреплять умение ритмично располагать элементы узора. Закрепить представления детей о празднике – День Победы.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Медаль ко дню Победы» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, картинки, вода в тарелочках, стеки, доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

 

37

«Картина на выставку»

Учить определять тему будущей картины, составлять коллективный рисунок будущего изделия, распределять работу между членами группы. Развивать мелкую моторику кисти рук. Воспитывать интерес к лепке из солёного теста.

 

Тема: «Раскрашивание красками «Картина на выставку» из соленого теста».

Программное содержание: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 

Соленое тесто, ножницы с закругленным концом, стеки, доски для лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуашь цветная, кисточка, водоэмульсионная краска

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи

дошкольников», М., 2002.

2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие

дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.

3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -

М., 1999.

4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.

М. 2000г

6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002.

7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

8. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование»,

профиздат, 2002.

9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз-

Дидактика, 2006

10. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

11. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М.,

2000.

12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.

13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая

группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.

14. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми

дошкольного возраста. М., 2000.

15. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в

изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.

17. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

 

 

 

  

Независимая оценка качества посредством анонимного анкетирования по ссылке

http://н-о-к.рф/