Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

 

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

 

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с самого раннего возраста.

 

Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.      Значительный пласт работы – это профилактика ДДТТ и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.

 

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

 

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед  близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать  и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

 

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным своим примером.

 

Памятка Родителям.

Вникая в суть не только самих Правил, но и дорожных ситуаций, с которыми Вашему ребенку ежедневно приходится сталкиваться на пути в детский сад, школу, в магазин, домой, вы научите его видеть не только то, что находится на поверхности дорожных аксиом, но и ощущать и предвосхищать то, что глубоко спрятано за категоричными словами “запрещается” - “разрешается”.

 

Обучайте детей безопасному поведению на дорогах во время каждой прогулки, поездке с ними в гости, за город и т. д., учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать дорожные ситуации, видеть их опасные моменты.

 

Помните, что только объяснений недостаточно. Выработать у ребенка правильные навыки безопасного поведения на улице возможно лишь при условии повседневной тренировки.

 

При выходе из дома обратите внимание на то, что у подъезда возможно движение транспорта. Убедитесь, что к вам не приближается транспортное средство и ваше дальнейшее движение безопасно.

 

При движении по тротуару придерживайтесь правой стороны тротуара. Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый всегда должен находиться со стороны проезжей части.

 

Приучите ребенка, идя по тротуару, наблюдать за выездом из дворов и других прилегающих территорий.

 

Готовясь перейти дорогу, приучите ребенка: прежде, чем ступить на проезжую часть, обязательно остановиться, убедиться в безопасности – посмотреть налево, при необходимости – направо.

 

Тренируйте у детей глазомер. Ребенок должен уметь, находясь на тротуаре, определять безопасное расстояние от себя до ближайших машин.

 

Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как проезжающая машина может зацепить, наехать задними колесами.

 

Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту. Расскажите о сигналах указателей поворота у автомобилей и жестах мотоциклиста и велосипедиста.

 

При переходе проезжей части переходите дорогу только по пешеходным переходам и на перекрестках по линии тротуара; выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры: ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговаривать нельзя.

 

Не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренным шагом, иначе ребенок привыкнет спешить и бегать там, где надо наблюдать для обеспечения безопасности дорожного движения.

 

Не переходите дорогу под острым углом - по диагонали. Ребенку необходимо объяснить, что необходимо переходить улицу строго под прямым углом для лучшего наблюдения за изменяющейся обстановкой транспорта на проезжей части.

 

Не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжают транспортные средства, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно появиться из переулка, со двора.

 

Крепко держите маленьких детей за руку, будьте готовы удержать его при попытке вырваться.

 

Обратите внимание ребенка, что если на улице есть предметы, загораживающие обзор проезжей части (стоящий автомобиль, забор, кусты и др.), то за ними может скрываться движущееся транспортное средство. Не забывайте, что выход из-за препятствия - типичная ошибка детей.

 

При наличии светофора идите только на зеленый сигнал светофора, и только после того, как  убедитесь в безопасности. Ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигнал переходить дорогу нельзя, даже если нет транспорта.

 

Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели нужный вам автобус, друзей, родственников. Ребенок может повторить вашу ошибку.

 

При переходе проезжей части по нерегулируемому перекрестку в группе людей учите ребенка внимательно следить за транспортом, чтобы ребенок не подражал поведению спутников, не наблюдая за транспортными средствами.

 

ПРИ ПОСАДКЕ И ВЫСАДКЕ ИЗ АВТОБУСА, ТРАМВАЯ:

 

• Выходите из транспорта впереди ребенка. Ребенок может упасть при выходе. Дети постарше могут выбежать из-за стоящего транспортного средства на проезжую часть.

 

• Подходите для посадки к двери общественного транспорта после полной его остановки.

 

• Научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место: автобус закрывает обзор дороги, кроме того, пешеходы спешат и могут столкнуть ребенка на проезжую часть.

 

• Научите ребенка переходить дорогу при выходе из транспортного средства только тогда, когда это транспортное средство уйдет с остановки.

 

 

ПОМНИТЕ, ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА В ВАШИХ РУКАХ!

Вы главные учителя по одному из важнейших уроков «Безопасности дорожного движения» в жизни вашего ребенка. Ваш пример, опыт и совет по безопасному дорожному движению необходимы вашему ребенку.

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

 

* Неумение наблюдать.

* Невнимательность.

* Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

 

Рекомендации по обучению детей ПДД.

 

При выходе из дома

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

 

При движении по тротуару

* Придерживайтесь правой стороны.

* Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

* Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

* Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

* Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

 

Готовясь перейти дорогу

* Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

* Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

* Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

* Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

* Не стойте с ребенком на краю тротуара.

* Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

* Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

 

При переходе проезжей части

* Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

* Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

* Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

* Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

* Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

* Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

* Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

* При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

* Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

* Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

* Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

* Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).

* Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

 

При ожидании транспорта

* Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

 

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

* Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

* Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

* Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

* Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

 

 

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения

* Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

* Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

* Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

* Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

* Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

* Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

* Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

* Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

* Пристегните ребенка ремнями безопасности в автомашине, пользуйтесь креслом безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Телефон доверия

ГУ МВД России

по Алтайскому краю

128

(звонок по России бесплатный)