Береги здоровье смолоду

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. 
                                                                                                         Генрих Гейне

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей очень актуальна. О здоровье говорят не только отсутствие каких-либо заболеваний, но и гармоничное нервно-психическое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность.

 За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза, ослаблена нервная система, понижена работоспособность, повышена утомляемость.

 По данным статистики, лишь 10-15% детей, поступающих в школу, являются абсолютно здоровыми.

Причиной этому является:

- Недостаточная двигательная активность в течение дня (особенно в холодный период года).

- Большая загруженность статическими занятиями.

-Плохая экологическая обстановка.

В МАДОУ 265 помимо обычных групп есть группы детей с ограниченными возможностями здоровья. (ЗПР, ОНР).

Дети с интеллектуальной недостаточностью, как правило, страдают моторной неловкостью, недостаточной координацией движений, плохо переключаются с одного движения на другое. Такие дети требуют к себе особого внимания.

Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетных направлений в работе МАДОУ 265.

Цель оздоровительной работы МАДОУ: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

- обеспечение условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей;

- работа над коррекцией и укреплением опорно-двигательного аппарата на основе индивидуально-дифференцированного подхода;

- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в формировании физического и духовного развития ребенка.

Здоровьесберегающие технологии основываются на данных мониторинга функционального состояния организма каждого ребенка, адекватном выборе физкультурно-оздоровительных коррекционных мероприятий, динамическом контроле их эффективности.

В начале  учебного года инструктором по физической культуре совместно с медицинским работником проводятся мониторинговые исследования состояния здоровья детей, заполняются карты здоровья, что позволяет более точно выявить скрытые проблемы в развитии того или иного двигательного качества и построить перспективный план физической и коррекционной работы в детском саду.

Успешное решение задач по здоровьесбережению возможно только на основе совместной деятельности всего педагогического коллектива(воспитателей групп, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, логопеда, медицинского работника).  Для этой цели в каждой группе  МАДОУ 265 используются тетрадь взаимодействия со специалистами, в которой каждый узкий специалист прописывает задания как для всей группы, так и индивидуальные задания для детей исходя из результатов мониторинга.

 В помощь педагогам  оформлены папки с методическими рекомендациями по проведению различных форм работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика с элементами самомассажа, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия на свежем воздухе, подвижные и народные игры, консультации по закаливанию).

Для достижения наибольшего оздоровительного эффекта, отдельные элементы здоровьесберегающих технологий(самомассаж, массаж при помощи массажных мячиков, элементы точечного массажа для профилактики простудных заболеваний, массажные коврики для профилактики плоскостопия)  используются во всех режимных моментах нашего дошкольного учреждения.

Все групповые комнаты оснащены оборудованием для самостоятельной двигательной деятельности детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Практика показывает, что наибольший оздоровительный эффект на организм ребенка оказывают циклические, то есть длительные и повторяющиеся упражнения(оздоровительный бег, прыжки, аэробика и др.) при преимущественном использовании средних или даже малых нагрузок.

Поэтому при проведении физкультурных занятий  активно используются различные виды циклических движений, а так же проводится работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Одной из форм работы по профилактике нарушения осанки и  укреплению мышечного корсета является фитбол-гимнастика. Фитбол, в переводе с английского, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

 При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец.  Поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека.

Одной из обязательных форм здоровьесбережения в МАДОУ является непосредственная образовательная деятельность на свежем воздухе, включающие в себя народные и подвижные игры.

Успешное решение оздоровительных задач возможно только на основе совместной деятельности педагогического коллектива и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности в  дошкольном учреждении используются различные формы работы с семьей: родительские собрания, тематические консультации, папки-передвижки,  буклеты, открытые занятия).

Оценка эффективности работы по использованию технологий здоровьесбережения в процессе физического воспитания и оздоровления детей дается на основании сравнительного анализа результатов мониторинга на начало и конец учебного года.

Составила инструктор по физической культуре  Шамова Г.Е