Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредствам развития мелкой моторики

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

 И. П. Павлов,

Последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста обусловлена, возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонние представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы  детей научить говорить, нужно не только с ними разговаривать читать много книг, но и  тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику возникает вопрос почему? Как убедительно доказано научными исследованиями Кольцовой М.М.  прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности. Еще В.А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли». Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развитие организма с момента его зарождения до конца жизни. В настоящее время зарегистрирован большой процент детей с недоразвитием речи. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию речи не теряет своей актуальности. Мелкой моторикой называют способности человека выполнять какие-либо точные действия с помощью пальцев кисти или стопы. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем более ловким считается человек. Развитие моторики берет начало с самых первых дней после рождения, заключаясь в примитивных хватательных рефлексах. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития, в том числе речи. Что же такое моторика?

 Моторика - совокупность двигательных реакции, умений навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Выделяют общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

Выдающийся советский педагог – новатор В. А. Сухомлинский является автором фразы «ум ребенка расположен на кончике пальцев». Считается, что с помощью мелкой моторики можно снять умственное переутомление, а массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Еще в древние времена люди догадывались о связи мелкой моторики с развитием речи у детей. Сейчас же данное влияние имеет доказательства, так как выяснено, что центры речи и мелкой моторики в головном мозге формируются очень близко к друг другу. Поэтому развивая моторику, мы тем самым развиваем и речевые возможности. Выполняя упражнения на мелкую моторику кистями и пальчиками, ребенок способствует активации речевого центра, в котором происходят такие процессы: дифференцировка речи и других звуков; активизация воспроизведения услышанных слов; запоминание логических взаимосвязей в словах, словосочетаниях и предложениях. Начиная с раннего грудного возраста, следует целенаправленно развивать моторику и речь ребенка.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи. Убедительно доказано, что все психологические процессы у ребенка развиваются через речь, позитивное формирование которой является гарантией не только общего развития, но и адекватного общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития ( Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев). В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка, т. е. игра. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.

В дошкольном возрасте словарный запас у детей достигает до 3000 – 3500 слов. Употребление слов характеризуется умением использовать активный и пассивный словарь. Процесс становления речи ребенка сложен, тесно связан с общим психомоторным развитием, и при правильной организации педагогического воздействия может быть успешен.

Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать:

-возрастные особенности;

-задания необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

-учитывать индивидуальные особенности ребенка;

-работу проводить регулярно, систематически;

-соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

 -в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Лучше всего этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют многократно повторять маленькие  тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Для удобства, все  виды игровых упражнений, которые я использую в работе, были разбиты на блоки:

Использование нестандартного оборудования.

  1. Блок - "Пальчиковые игры".
  2. Блок - игрового массажа.
  3. Развитие графической моторики.

Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в «Путанку». Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса, гороха и пшена. После этого предлагаем рассортировать. Каждый раз очень интересно наблюдать,  как дети начинают разбирать крупу это процесс долгий надо набраться терпения, каждый из детей это делает по-  своему и каждый индивидуально у кого то получается быстро и сразу, а кому то надо потратить много времени.

Берём мягкую досточку для лепки  и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. А затем надо рассказать, что нарисовано или придумать коротенький рассказ.

Насыпаем в стаканчик синего цвета  горох,  перекладываем по одной в другой стаканчик красного цвета. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Игры со счётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или зубочистки.

«Сложи колодец»
«Выложи картинку»
«Выложи геометрическую фигуру»

Игры с прищепками
Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором
Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

 «Чудо чайник»
Дети любят играть в «Чудо чайник» . Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, мелкие игрушки, пуговицы которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве а когда игрушка найдена ее надо описать или рассказать о том что нашел.

Коврик.

Игра  на  коврике доставляет детям большое удовольствие на нем нашиты пуговицы, замки, шнуровка, бусины которые надо надевать на нитку резинку, чудо коврик всегда вызывает много эмоций, все хотят сделать быстро и правильно, но  для этого надо приложить много усилий.

Игры - шнуровки
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.  
Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "слева", "справа".
Способствуют развитию речи.
Развивают творческие способности.
Развивают усидчивость, внимание, терпение.
Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является  залогом отсутствия проблем в школе.

Пазлы .
Пазлы – в переводе с английского "головоломка", "затруднение". Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. 
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения.

Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массажные шарики су-джок  и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и   ладоней.

Карандаш с ребрами. Обычный карандаш просто незаменим для массажа рук и придумывать ничего не надо пописали руки расслабили обязательно я добавляю к разминки небольшое стихотворение.  
-Развитие графической моторики.
-Развитие графических навыков.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится  в тетрадях.  Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. 
Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка.
Задачи: 
Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.
Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны.
Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе.
Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв.
Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями.
Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь. Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Продолжительность массажа 3-5 минут. Также используются упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.). Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств, движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание. На занятиях в качестве элемента двигательной активности используются физкультминутки с речевым сопровождением в стихотворной форме, что позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Таким образом: для полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; проводить регулярную  работу,  по развитию мелкой моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию .